e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

ТСК - дамоклов меч российских рыбаков



02.10.2012 Источник: www.fishkamchatka.ru

Система морского мониторинга превратилась для рыбного бизнеса в дамоклов меч. Если контролирующие органы и суды не научатся отделять в этом вопросе зерна от плевел, дела у рыбных компаний могут стать очень плохи. На всех судах, ведущих морской промысел, установлены технические средства контроля (ТСК). Через спутник они передают на берег данные о местонахождении судна. Эта система важна для безопасности мореплавания и контроля за промыслом. Однако в передаче данных бывают сбои, которые не зависят ни от капитана, ни от судовладельца. Но отвечать приходится им.

"Капитаны нередко называют ТСК шпионом, которого не видно и не слышно, а он еще и НЕ работает", - говорит Юрий Соколов, технический специалист одной из камчатских рыболовных компаний.

"Система "Инмарсат" так устроена, что существует большое количество причин, по которым позиции от ТСК в центр мониторинга не доставляются, - продолжает мой собеседник. - Например, при переходе с берегового на бортовое питание перед выходом судна в море бывает обесточивание приборов. Если не обратить внимания на этот момент, можно попасть в ловушку. Бывают кратковременные пропуски позиционирования по техническим причинам, в связи с неустойчивостью сигнала из-за шторма. Это может стать поводом для административного производства. Хотя кратковременные пропуски (непоступление в центр мониторинга 1-2 позиций, согласно расписанию) и целенаправленное отключение ТСК на 48 часов - совсем разные вещи.

Вины капитана во многих подобных случаях нет. Об этих пропусках он даже может не знать. Ведь станция у него на судне в строю, питание подано, отключение не производилось. Капитан не должен контролировать прохождение каждой позиции в центр мониторинга. А его делают крайним в этой сложной цепочке передачи данных.

Технические проблемы могут случиться и на береговой станции, в то время как судовладелец не обязан обеспечивать работу оборудования по приему сигналов ТСК береговыми службами.

Но суды не разбираются в таких тонкостях. Они не принимают во внимание даже письменное подтверждение "Морсвязьспутника" о том, что по вине "Инмарсата" имеются сбои в передаче данных.

Более того, Северо-Восточное территориальное управление Росрыболовства нередко использует практику суммирования пропусков позиционирования. В один день-3-4 часа. Во второй-3-4 часа. Вот тебе за месяц - 48 часов "отключенного" ТСК. А в системе "Инмарсат" ТСК передает данные дискретно, по расписанию. Пропуски передачи определены сами по себе, это время между передаваемыми позициями. Как их можно суммировать?"

Кстати, прекращение работы ТСК на 48 и более часов без проведения согласования в установленном порядке является основанием для расторжения договоров о закреплении долей квот добычи биоресурсов. Фактически речь идет об ограничении, либо даже приостановке деятельности юридического лица.

Прецедент уже есть. В прошлом году такой договор был расторгнут с ООО "Рыболовная компания "Прибрежный лов". Основанием стало постановление о привлечении этой фирмы к административной ответственности за отключение ТСК на ее судне "Сокур".

Иногда компаниям удается доказать в суде, что они привлечены к ответственности незаконно. Вот несколько примеров.

Дело ООО "Алеут". Основания для возбуждения: пропуск спутникового позиционирования у судна этой фирмы "Тигиль".

Причем правонарушение имело место в январе 2011 года, а определение о возбуждении дела появилось только в сентябре. В ноябре фирму признали виновной и оштрафовали на 100 тыс. руб.

Она обратилась в Арбитражный суд края с жалобой. В январе 2012-го постановление о привлечении "Алеута" к ответственности было отменено.

Дело ООО "Беринг". Основания для возбуждения те же - отсутствие спутникового позиционирования судна "Капитан Басов". Правонарушение было в январе 2011 года. В ноябре вынесли постановление о назначении "Берингу" штрафа в размере 100 тыс. руб. Суд снова признал такое постановление незаконным и отменил.

Однако причиной для отмены постановлений послужили не технические нюансы работы ТСК, а правовые нестыковки при производстве дел.

"Алеут" и "Беринг" были привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 8.37 административного кодекса, которая предусматривает нарушения правил добычи водных биоресурсов на реках, ручьях, озерах, прудах, водохранилищах. Суд же посчитал, что этот случай подпадает под действие ч. 2 ст. 8.17, где говорится о нарушениях во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономзоне России.

Впрочем, даже если вынесенное постановление по делу отменено арбитражным судом по мотивам "неправильной квалификации" совершенного деяния, это не будет иметь значения для производства по делу о расторжении договоров о закреплении долей квот.

Так что, система морского мониторинга при всех своих достоинствах превратилась для рыбного бизнеса в дамоклов меч. Если контролирующие органы и суды не научатся отделять в этом вопросе зерна от плевел, дела у рыбных предприятий могут стать очень плохи.

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: