e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Ответ Росрыболовства президенту Камчатского регионального общественного фонда "Сохраним лососей ВМЕСТЕ!" С.И. Вахрину



20.10.2012 Источник: www.fishkamchatka.ru

Уважаемый Сергей Иванович! Федеральное агентство по рыболовству рассмотрело Ваше обращение, поступившее из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, и сообщает. Преобразования созданной во времена Министерства рыбного хозяйства СССР самой эффективной в мире системы органов рыбоохраны по бассейновому принципу, негативно отразились на государственном контроле за водными биоресурсами. Был утрачен квалифицированный кадровый состав, формировавшийся десятилетиями, до минимума снижена штатная численность, подорвана материально-техническая база органов рыбоохраны.

Только в 2008 году функции по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их статуса, переданы в Росрыболовство, осуществляющее деятельность в сфере государственного управления водными биологическими ресурсами по бассейновому принципу в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации,

Статьей 52 Федерального закона от 18 июля 201) г. № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) введена глава 5,1 "Федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов".

В развитии положений, закрепленных в данной главе, Росрыболовством и Минсельхозом России подготовлены проекты следующих нормативных актов:

Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов";

Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об обеспечении боевым ручным стрелковым оружием, а также охотничьим огнестрельным оружием, используемым в качестве служебного, и специальными средствами должностных лиц Федерального агентства по рыболовству, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов";

Проект приказа Минсельхоза России "О порядке оформления плановых (рейдовых) заданий на проведение мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения".

Принятие вышеуказанных нормативных актов позволит повысить эффективность мер, направленных на предотвращение случаев нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Росрыболовством большое внимание уделяется техническому переоснащению территориальных управлений Росрыболовства, что стало возможным благодаря поручению, данному Президентом Российской Федерации по итогам рабочей поездки в Астраханскую область в августе 2011 года.

На 2012 год Росрыболовству доведены дополнительные средства федерального бюджета на приобретение для нужд территориальных органов Росрыболовства 579 сд. автомобилей, часть из которых поступит в территориальные управления Росрыболовства в Дальневосточном федеральном округе.

Также в настоящее время Росрыболовством проводятся мероприятия по строительству судов для целей рыбоохраны, часть из которых также поступит в территориальные управления Росрыболовства в Дальневосточном федеральном округе.

Таким образом, предельные объемы финансирования, доводимые Росрыболовству на материально-техническое оснащение своих территориальных органов в Дальневосточном федеральном округе, в этом году увеличились в 2,5 раза в сравнении с прошлым годом.

В целях профилактики совершения преступлений и правонарушений в сфере охраны водных биоресурсов привлекаются к проведению рыбоохранных мероприятий внештатные общественные инспекторы. В 2012 году в Камчатском крае в рыбоохранных мероприятиях участвовало 59 внештатных инспекторов, в предыдущем году - 86.

Вместе с тем необходимо отметить, что привлечение граждан к контрольно-надзорным мероприятиям носит ограниченный характер связанный, прежде всего с тем, что на законодательном уровне не урегулирован вопрос полномочий общественных инспекторов, порядок оплаты их работы, социальные гарантии в случае причинения вреда здоровью. В настоящее время Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации прорабатывается вопрос о создании механизмов взаимодействия органов исполнительной власти с волонтерами и негосударственными некоммерческими организациями в сфере охраны окружающей среды.

Также хотелось бы отметить, что принят ряд законодательных актов, обеспечивающих гарантии и права коренных малочисленных народов севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - КМНС) на ведение традиционного образа жизни и осуществление традиционной хозяйственной деятельности в местах их традиционного проживания (далее - традиционное рыболовство).

Так Федеральный закон от 30 апреля 1999 г, № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" регулирует права малочисленных народов в различных сферах деятельности, но вместе с тем не устанавливает механизм подтверждения принадлежности граждан Российской Федерации к КМНС. Это создает трудности в реализации конституционных прав КМНС, предусмотренных федеральным законодательством, в том числе и в области рыболовства.

Обеспечение приоритетного доступа КМНС к водным биорссурсам и обеспечение законных прав малочисленных народов в плане сохранения их самобытного образа жизни является одной из приоритетных задач Росрыболовства.

Закон о рыболовстве и изданные в его развитие постановления Правительства и приказы Росрыболовства предоставляют преференции представителям КМНС в осуществлении рыболовства в части ведения традиционного образа жизни. Так, при распределении квот по видам использования, в первую очередь устанавливаются объемы для обеспечения традиционного рыболовства КМНС. Законом о рыболовстве установлена возможность на безвозмездной основе осуществлять рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционного рыболовства, как на рыбопромысловых участках, специально определенных для этих целей, так и без предоставления участков. Причем в последнем случае представители КМНС осуществляют рыболовство и без разрешений.

Таким образом, в области рыболовства представителям КМНС предоставлены льготы. Именно поэтому в последнее время под видом традиционного рыболовства все чаще стал практиковаться промышленный лов, осуществляемый зачастую совсем не представителями малочисленных народов.

Наиболее ярким примером является Камчатский край, где на 2010 год для целей обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности представителями КМНС подано заявок на более чем 200 тыс.т. биоресурсов, из которых 73 тыс.т. приходится на рыб лососевых видов.

В начале 90-х годов число родовых общин КМНС в Камчатском крае было не более десяти. С 2004 года, после принятия Закона о рыболовстве, число родовых общин стало резко расти, что сопровождалось также увеличением количества выделяемых им квот на вылов водных биоресурсов и количества рыбопромысловых участков для организации традиционного рыболовства.

После принятия норм, обеспечивающих приоритетный доступ к пользованию биоресурсами, этот рост принял взрывной характер. По данным Министерства рыбного хозяйства Камчатского края число общин за три последних года в крае выросло в десятки раз (с 4 до 348).

Объемы водных биоресурсов, выделяемых КМНС, в дальневосточном регионе с 2005 г. выросли в полтора раза (с 10 до 15 тыс. т.). Только в Камчатском крае ежегодно выделялось для малочисленных народов от 5396 до 6092 тонн (в среднем 5730 тонн). В 2012 году рассмотрено 15 тыс. заявок от представителей КМНС на пользование водными биорсеурсами, в соответствии с которыми им было выделено более 6 тыс. тонн лососевых видов рыб.

Таким образом, при численности КМНС в Камчатском крае чуть более 15 тысяч человек, на отдельного представителя приходится более 500 кг водных биоресурсов, в том числе лососевых видов рыб. При этом учет вылова биоресурсов для личных нужд малочисленных народов практически не ведется в связи с непредставлением ими информации об объемах добычи (вылова) водных биоресурсов для указанных целей.

Кроме этого допускается без существенных ограничений добыча видов, на которые с 2009 года не устанавливаются общие допустимые уловы.

При этом ежегодное официальное освоение водных биоресурсов в рамках КМНС составляет менее 50% от выделяемых объемов водных биоресурсов.

Из общего количества рыбопромысловых участков (990), для рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни малочисленных народов в Камчатском крае предусмотрено 242 участка или 24%.

Само по себе увеличение квот добычи (вылова) для нужд коренных малочисленных народов можно было бы приветствовать, как решение социальных проблем в удаленных северных территориях. Однако анализ демографической ситуации не показывает значительного роста их численности.

Практика показывает, что большая часть выловленных КМНС биоресурсов идет на продажу, а не для поддержания традиционного образа жизни.

По мнению Росрыболовства первоочередной задачей является разработка механизма подтверждения принадлежности граждан к числу представителей КМНС. В настоящее время реализация приоритетных прав малочисленных народов сводится к злоупотреблению этим правом со стороны лиц, проживающих в местах с развитой инфраструктурой, где традиционный образ жизни не осуществляется, а число заявок от граждан на выделение водных биологических ресурсов для осуществления традиционного рыболовства значительно превышает фактическое количество граждан из числа малочисленных народов по данным государственного статистического учета.

Вторым шагом решения описанных проблем является исключение реализации водных биологических ресурсов, поскольку особые права КМНС на их использование вытекают из необходимости сохранения традиционного образа жизни и особых потребностей (в том числе пищевых) в их использовании, а не в развитии стимулов для продажи добытых водных биологических ресурсов.

Поскольку конечным результатом реализации биоресурсов является получение дохода (прибыли) - этот вид деятельности следует расценивать, как коммерческую деятельность, что является по определению промышленным рыболовством и такая деятельность должна осуществляться индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также организациями, в состав которых входят представители КМНС, на основании статьи 19 Закона о рыболовстве.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает добычу (вылов) водных биоресурсов для коммерческих целей. Указанная деятельность должна осуществляться представителями КМНС, а также организациями, в число которых входит КМНС, на равных с другими коммерческими предприятиями условиях.

По вопросу о применении пелагических дрифтерных сетей сообщаем, что данный вид промысла имеет более чем 70-летнюю историю.

В результате всестороннего обсуждения данной проблемы в мае 2009 года на совещании у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова с представителями Минприроды России, Минфина России, Минюста России, ФСБ России, МИД России, Росрыболовства и Ростехнадзора было принято решение о нецелесообразности прекращения дрифтерного промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Одновременно Росрыболовство проводит работу по разработке изменений в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна в части установления ограничений рыболовства, связанных с использованием пелагических дрифтерных сетей в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В.И. Соколов

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: