e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Браконьерство на реках Приморья



06.11.2012 Источник: otvprim.ru

Купить красной рыбы в поселках Ольгинского района не составляет никакого труда. Причем количество килограммов значения не имеет. Во время путины практически в любом дворе, если не продают рыбу и икру, то точно подскажут, к кому обратиться. Для многих жителей района это единственный заработок. И попадать в объектив видеокамеры здесь не любят. Почти вся рыбалка во время хода рыбы - браконьерская. В этом месте на берегу реки Аввакумовка кету удобно ловить «кошками». Вытаскивают по одной, но такая ловля идет быстро. А если инспекция нагрянет, избавиться от такого «якоря» займет несколько секунд. В том, что останутся безнаказанными, уверенны почти все, кто приходит на такую рыбалку.

Наказать удается тех, кто попал в объектив оперативной камеры и не успел убежать.

К таким «сценам» инспекторы погрануправления уже привыкли. Этому беглецу грозит 15 суток, но когда вокруг толпа товарищей, смелости у нарушителей хоть отбавляй.

Это место на реке среди рыбаков популярное. Повсюду припаркованы авто, а у берега мусор, бутылки, гниющая рыба и трава основательно вытоптана.

Здесь многолюдно каждый день, пока идет рыба. Но удивляет не количество людей, а откровенность такой незаконной рыбалки. Совсем недалеко от этой поляны стоит временный пост сотрудников приморского росрыболовства.

Ночью на катере выходят без ламп и фонарей. Если о рейде узнает один, тут же переполошится вся река. Но уйти инкогнито далеко, в этот раз не удалось. Помешал прожектор коллег из росрыболовства. Теперь о катере береговой охраны знают все. Информацию по цепочке передают вверх по течению.

Кто снять или спрятать сети не успел, на улов, может уже не рассчитывать. Сети снимают километрами за один рейд. Некоторые установлены так, что перекрывают реку от берега до берега.

Максим Бердник, инспектор Ольгинской инспекции Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю: «Сеть достаточно крупная, высота стенки больше трех метров, длина сетки больше тридцати метров - что запрещено правилами рыболовства».

Одна сеть может стоить до 10 тысяч рублей и больше. И если изъяли, вернуть незаконное орудие лова, шансов нет. В попытке сохранить, их устанавливают на глубине.

Несмотря на то, что далеко за полночь, на берегу многолюдно. При виде инспекторов, скрыться не пытаются. Если не поймал с поличным, не докажешь, что люди рыбачат.

Во время путины многим удается не только накормить детей. По неофициальным данным, заработки за сезон здесь переваливают за полмиллиона рублей. Это если рыбачить интенсивно. Самое ценное - икра. Некоторых интересует только она. А тушки самцов и потрошенных самок бросают прямо здесь.

На обратном пути снова снимаем сети. Успели поставить, пока катер был выше по течению реки. За рейд могут снять несколько десятков таких орудий.

Евгений Левченко, командир катера береговой охраны: «Кто-то говорит, что мы работаем на ветреные мельницы, кто-то говорит, что мы работаем на бумагу. Мы - наша рейдовая группа и все сотрудники нашей инспекции, считают наоборот - мы делаем дело для нашей реки, для наших детей, для нашего будущего. Мы точно знаем, что сегодняшние сети в этом водоеме поставлены 100% не будут».

Евгения Колесникова, корреспондент: «Сколько продлится рейд никогда не загадывают. Нет и точного времени выхода группы. Иногда выходят несколько раз за сутки, иногда на двух катерах. Так у нарушителей меньше шансов их вычислить. Сейчас на часах 4:03. Мы возвращаемся. Но уже завтра, а точнее сегодня, снова на реку».

Все, что изъято, увозят на склад. Если законный хозяин не объявился, участь сетям определяет суд.

Николай Богданов, ВриО начальника Ольгинской инспекции Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю: «По делам, решения которых вступили в законную силу. 33 сети общей длинной 1300 метров. Это объем приблизительно за месяц».

Свои сети общины коренных малочисленных народов не прячут. Их право на традиционный лов прописано в законе, но и здесь все не так просто.

Для такой рыбалки в Приморье организован всего 1 участок. И всех представителей коренных малочисленных народов посылают сюда, на Аввакумовку. Хотя изначально здесь должна была рыбачить только одна община - «Родник». Теперь ее председатель Валентин размещает на своем участке еще четыре общины.

Валентин Андрейцев, председатель общины «Родник»: «Я занимаюсь не своим делом, я не должен заниматься организацией традиционного рыболовства для всех коренных малочисленных народов Приморского края. А во-вторых, нагрузка на реку Аввакумовка очень большая. Со всего края люди приезжают, ставят сети».

Позаботиться о месте, где рыбачить, любая община должна заранее - за год. За это время необходимо получить разрешение - на какой реке, и в каком месте разворачивать сети и сколько тонн можно выловить. Но соблюдают все эти правила немногие. Кроме того, обычные «рыбаки», к приезжим тазам и удэгейцам, настроены недоброжелательно - почему одним можно, а другим нет?

Валентин Андрейцев, председатель общины коренных малочисленных народов «Родник»: «Я понимаю, что люди недовольны этим, но надо наводить порядок, организовываться, чтобы цивилизованно было. Я, честно говоря, кому могу, тому помогаю».

Законная рыбалка предусмотрена и для обычных приморцев - спортивное рыболовство по лицензиям. Часть берега Аввакумовки заняло ООО «Тройка», которое и продает такие разрешения. Правда, на жестких условиях.

Сергей Якименко, инспектор-ихтиолог Ольгинской инспекции Пограничного Управления ФСБ РФ по Приморскому краю: «Они в своих путевках пишут норму 5 штук, не количество, а норму. То есть человек покупает разрешение на вылов запрещенного вида - тихоокеанского лосося. Запрещенный за исключением спортивного рыболовства по путевкам».

Лицензия обойдется в полторы тысячи рублей. Время рыбалки ограничено - с утра и до вечера. За тем, сколько попалось рыбы в каждую сеть, следит береговая охрана. Больше 5 хвостов нельзя. Если поймал меньше или вообще ничего, деньги не вернут.

Следит за порядком на Аввакумовке во время путины не одна организация. Группы сотрудников росрыболовства, полиция, межведомственные группы, организованные краевым департаментом. Последние несколько лет и сотрудники Ольгинской инспекции Пограничного управления.

Ирина Мартынова, сотрудник Ольгинской инспекции Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю: «Предотвращенный ущерб составил 758 769 рублей. Изъято 863 сетных орудий лова, общий километраж которых составил 33 километра».

Тем, кто попался с незаконно добытой рыбой, грозит административное наказание - штраф от тысячи рублей до двух, плюс возмещение ущерба за каждого самца 580 рублей и вдвое дороже за самку. Если выловил большее 10 хвостов, могут завести уголовное дело. Но порыбачить сюда каждый год приезжают со всего края, и буквально истребляют лосося.

Евгения Колесникова, корреспондент: «Аввакумовка - река для Приморья уникальная. Вся кета, которая сюда заходит, она естественная, то есть не выращенная на рыбоводных заводах, как на других крупных нерестовых реках Приморского края. Чтобы сохранить это стадо, на Аввакумовке предлагают создать рыбохозяйственную заповедную зону. Предлагают давно, уже несколько лет, но дальше разговора дело так и не зашло».

Нагрузка на Аввакумовку колоссальная - браконьеры, рыболовы-любители, коренные малочисленные народы - все рыбачат на одной реке. В этом году выжить рыбе помогала сама природа.

Евгения Колесникова, корреспондент: «Рыбалку в этом году называют неудачной и не потому что рыбы мало. Ситуация почти мистическая. Каждый раз, когда крупный косяк рыбы подходил к устью Аввакумовки, начинались очень сильные дожди. Вода в реке поднималась так, что сети срывало. И в это время рыба спокойно проходила к своим нерестилищам».

Тихоокеанских лососей называют национальным достоянием России. Но рек, пригодных для нереста, становится меньше, а на тех, куда рыба заходит, ее истребляют варварски, не задумываясь о завтрашнем дне.

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: