e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Рыбная дипломатия: политический конфликт вместо фитосанитарных норм?



12.11.2013 Источник: www.rubaltic.ru

Россия запретила ввоз продукции двух рыбоперерабатывающих предприятий из Эстонии. Теперь по сложившейся «балтийской традиции» ее должны обвинить в политическом шантаже, «выкручивании рук» и развязывании «торговой войны» против своей «бывшей колонии». Политическое давление – это вечно свежий ответ на критику своей национальной продукции, пусть даже эта продукция в самом деле «второй свежести».

Запрет рыбопродуктов стал итогом выездной проверки эстонских предприятий AS Geirom и OÜ Saare Fishexport специалистами Россельхознадзора, проводившейся с 14 по 25 октября. Россельхознадзор обнаружил, что рыба поставляется на эстонские заводы из стран, не имеющих права экспорта своей продукции на территорию Таможенного союза.

    Главная же претензия российской инспекции была в том, что эксперты Россельхознадзора не получили документального подтверждения того, что на рыбоконсервных заводах проводились лабораторные исследования рыбы и рыбной продукции по ряду показателей безопасности.

«Таким образом, ветеринарная служба Эстонии допускала недостоверную ветеринарную сертификацию поднадзорной продукции на территорию Таможенного союза», — заключает в своем отчете Россельхознадзор. В результате с 11 ноября вступает в силу временное ограничение на ввоз в Россию продукции Saare Fishexport и AS Geirom. Последняя компания при годовом обороте в 1,55 млн. евро в Россию своих консервов и прочего продала на 955 тысяч евро – то есть для нее запрет экспорта в Россию означает разорение. Если это производство еще можно спасти, то делать это нужно немедленным приведением своих фитосанитарных норм в соответствие стандартам страны – потребителя продукции.

    Однако банкротство завода и увольнение людей станут неизбежны, если в конфликт санитарных служб вмешается политика.

Ожидания политической интерпретации запрета вполне обоснованны: практически любое действие России в странах Балтии принято воспринимать как угрозу своей молодой демократии. К Эстонии это относится едва ли не в первую очередь. Россия предлагает участвовать в проекте Nord stream? Газопровод – подкоп под эстонскую независимость. Россияне покупают в Эстонии недвижимость? Это мягкая «реоккупация». Россельхознадзор запрещает эстонские шпроты? Это месть за участие в реализации программы «Восточного партнерства».

Последнее заявление вполне может выдать президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, который как раз накануне запрета консервов заявил в Вильнюсе, что «Литва стала орудием шантажа и наказания только потому, что выполняет свой европейский долг», а Эстония поддерживает ассоциацию Европейского союза и Украины. Уж не за эти ли слова Россия «закрыла» эстонскую рыбу? Не могла же она ее запретить только потому, что ей можно отравиться!

Тоомас Хендрик Ильвес, кстати, уже косвенно подтвердил, что эстонская промышленность может, не гнушаясь, поставлять в Россию «осетрину второй свежести».

    «На Восток можно продавать товары более низкого качества, но если вы хотите продавать на Западе, у вас должна быть качественная продукция», - заявил эстонский президент молдаванам во время официального визита в Кишинев в прошлом месяце.

России и возразить-то нечего на этот универсальный эстонский рецепт: если провозгласить себя молодой демократией, стремящейся к европейской интеграции и испытывающей давление со стороны России, то можно гнать «на Восток» хоть тухлятину – прогрессивная общественность тебя всегда поддержит. Любые возражения российской стороны про несоответствие фитосанитарным нормам, массовые отравления, эпидемии холеры и прочие приземленные материи будут в таком случае опровергаться сторонниками «европейского выбора» как в советском анекдоте про председателя колхоза, который на возмущение парткома «ты подумай, что капиталисты напишут, когда увидят, какая в твоем колхозе разруха», ответил: «Да нехай клевещут!».

    При этом когда российский Роспотребнадзор заблокировал в 2006 году поставку рыбных консервов из Латвии, обнаружив в них бензопирен, к запрету присоединились и другие страны, включая и Эстонию.

В нынешнем году Латвию опять поймали на канцерогенных шпротах: проведенные Ветеринарно-пищевым департаментом Эстонии исследования показали, что содержание в латвийской рыбной продукции полициклических ароматических углеводов, вызывающих расстройство развития, мутации и рак, в несколько раз превысило предельно допустимые нормы.

В результате латвийскую рыбную продукцию в Эстонии, естественно, запретили. И в этом случае никому и в голову не пришло подходить к ситуации с политических позиций: говорить про балтийское единство, европейскую солидарность и евроатлантический альянс. Все это вещи, безусловно, замечательные, но платить за них расстройством желудка никому в Эстонии не хочется.    

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: